"Карась" на оз. Байкал!

3250 км до Байкала


Собственно Байкал!!!





 

Осень 2003 г. Байкал. Краткое бытоописание без претензии на литературность….

 

Начинать нужно как говорят от печки. В быту начало моего рассказа можно озвучить как ответ на вопрос – как докатился до жизни такой? Так что немного окунемся так сказать в историю. Все началось 15 лет назад… впрочем это будет многовато для путевых заметок и пролистав события  последних лет я уверенно откладываю в сторону странички прошлых путешествий, этапы 2х предыдущих строек, и длительные лирические отступления.

  Декабрь 2002 года, вечер, русская баня , и медленно созревающее решение о желании иметь свою лодку с каютой для комфортного путешествия. Катамаран пятиметровый конечно радовал скоростью и способностью ходить очень круто к ветру, но раздражал неуютом и неудобством. В общем и целом мотиваций для постройки  набралось достаточно,причем самых разных. Течение жизненное вынесло нас не спеша к Новому году, затем прошли всяческие праздники столь любимые но отнимающие время . Я уже  вечерами лазил по инету – искал проект. На предыдущих стройках мы убедились в том что при всех растущих оттуда руках и воображении , готовые чертежи во первых - значительно ускоряют процесс , а во вторых  не имея опыта проектирования  хотелось строить то, что на самом деле будет неплохо вести себя на воде. Катамаран  спроектированный собственноручно пришлось переделывать, да и то сейчас бы сделали совсем не так. В общем половину января я собирал различные вариации. Условий было в принципе всего два :  5 метров длины и максимально возможная каюта. От креветки-2 до буржуйских проектов. Вся беда в том что отягчающим поиски условием была бесплатность . Не потому что очень денег жалко, просто заранее зная что вот вот оторву от любимой семьи время,  решил не отрывать хотя бы деньги. При моих доходах мог в месяц тратить на «хобби» тысячу-полторы –не более. Следовательно все планировалось делать малобюджетно.

  Так и  наткнулся на сайт Игоря Седельникова, с множеством рисунков для самостроя.  Хотя руки уже опускались, и муссировались идеи об уменьшении пропорциональном ЛЭСа-22, или увеличении креветки той же итп. А тут 5 метров по размеру нашей мастерской, к слову сказать, от стены до стены ровно 5.4м. Рабочее название «карась» не вдохновляло, но каюта была приличной для такой лодочки. Так что на начало февраля я списался с Игорем и получив доброжелательный ответ , решил что это нам подойдет. Заметим, что Байкал в то время нигде не фигурировал. Собирались  с огромной оговоркой «если успеем»,  катнуться по реке Обь,  в лучшем случае. В худшем  покатушки на нашем  маленьком и обжитом со всех сторон озере.

  Ну и началось в конце концов. Покупка материалов, заточка инструмента, поиск того чего в магазине нет итд. Сказка о стройке, это в общем другая история. Единственно что хотелось бы заметить – если хочешь дешево в денежном эквиваленте поиметь яхту, то самое лучшее решение это купить плохонький старенький  и самое главное уже не нужный владельцу корпус и восстановить его. Постройка же своими силами должна основываться на интересе к этому процессу во первых, и множестве других  мотиваций во вторых.  Это конечно мое личное мнение.

 В авторский проект были внесены изменения. Во первых ушел в небытие второй шверт, для упрощения конструкции, во вторых (за что раскаиваюсь по сей день) я увеличил высоту каюты на 15 см, ну и еще 3 потом добавилось как то само.  В итоге шверт оказался явно маловат, а эстетическое восприятие лодки со стороны борта ухудшилось не принеся особой комфортабельности, только что штаны одевать удобнее.

   В июне мы имели готовый к покраске корпус, он нам как то сразу понравился и спонтанно пришла идея о недетском что ли путешествии. Море нам подавай, решили мы. Все моря в ближайшей окружности были знакомы с точки зрения отдыхающего на берегу с шашлычком в. Реально выбирали между Каспием, Черным морем , и Байкалом. Каспий смущал наличием дружественных, но уже не наших республик, Черное море отсутствием тихих мест для дикого и непринужденного отдыха, и теми же пограничными не ясными для нас вопросами. А Байкал был краем далеким, и никто из нас на восток еще не ездил. Так вот за вечер оно и решилось.

     В  конце июля у нас на улице стоял покрашенный кораблик и ждал  мачту, паруса,  руль и балласт.  А я уже собирал информацию о Байкале и решал множество вопросов личного  и финансового плана.

  15 августа лодочка была испытана на нашем водоеме. Затем был усовершенствован взятый на прокат прицеп курганского производства.   20 августа лодка потекла по швертовому колодцу, а 21 мы путем утопления прицепа загнали её на него. Было грустно. Как сейчас помню, сидели на пляже, курили ,созерцали вывернутые в обратную сторону рессоры прицепа. Считали дни уже идущего отпуска, да и  авральные доделывания, сборы, и улаживание личных дел уже умотали до опускания рук. Часа два точно грустили, потом прицепили это лежащее на земле нечто, и очень медленно и печально поехали обратно в город. Не снимая лодку с прицепа, подняли его, и приварили две пружины от Оки. Конструкция задорно приподнялась на высоту новенького незагруженного прицепа, мы повеселели и  выдвинулись в направлении г.Омск с крейсерской скоростью 60 км.час. Жизнь налаживалась, деревья весело бежали обратно в Тюмень, в заднем окне очень интенсивно раскачивалось наше чудо конверсии, а солнышко обещало хорошую погоду.

  Есть в этом бытописании один вопрос,  как передать и насколько вообще передавать личные лирические переживания . От восторга до апатии, насколько раскрывать так сказать глубокий внутренний мир героя?. Или превратить  в  сочинение на тему «как я провел лето»? Я все же несколько сглажу  эмоциональную часть. С оговоркой конечно – каждый день я думал о своих близких и любимых, о смысле жизни в хорошем смысле , и пр. и др. То есть легко, как отдых на воде, в этом сезоне не получилось. Раньше мы просто уезжали, пили водку и ловили рыбу. Все остальные составляющие были как украшение стола что ли. Ладно, отвлекся, поехали дальше.

  Решили не останавливаться в пути, нас трое, едем по настроению, если настроения нет, то по 2 часа, едим 2 раза в день, малые нужды справляем синхронно , никуда не торопимся, и каждый едет как может. Ну  и физиологические особенности определили нюансы - Костя не очень любит ехать с 2 ночи до утра, я люблю встречать рассвет, Виктору все равно. Выбросили заднее сиденье у волги и сделали диванчик, валятся там прелесть , первые двое суток все откровенно отсыпались от сборов. Пару часов порулил потом 4 часа поспал. Первую ночь ехал тихо, 40-50, ночью очень трудно отслеживать ямки на дороге, резко крутить рулем нам нельзя, и в ямки попадать нельзя. Конструкция все время пытающаяся догнать наш ГАЗ, очень неустойчиво раскачивается, да и высоты порядочной. О возможном проколе колеса мы  не разговариваем, и вообще не трогаем эту тему.

  Сейчас наверное самое время рассказать об, так сказать, эзотерических  методиках поиска везения, и не просто, а дурного везения!, и очень счастливых стечений обстоятельств. Если сравнить с техниками восточных единоборств, то тут равномерная помесь двух школ – пьяного стиля и стиля танцующей обезьяны. В сумме выходит очень нетрезвая обезьяна , причем непременно танцующая. На  маргинальном языке мы это называем  - расп-во, и не только не стараемся его избегать, а наоборот как то немного приумножаем, в меру способностей ,но на мелком бытовом уровне.

  В карту  особо  не смотрим, маршрут в принципе уже известен : Тюмень-Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск. По атласу автомобильных дорог это 3250 км. Из задач на время поездки – заклеить лодку, решили что по пути она просохнет, и мы ее заклеим. Причем вся прелесть в том, что поднять ее мы ручками не в силах,  а клеить нужно непременно снизу. Лебедку конечно купили перед отъездом, и весь вопрос  в том чтоб на протяжении 3200 километров найти три дерева с хорошим подъездом на которые мы ее повесим и все там измажем шпаклевкой.

  Дорога радовала отсутствием потока машин. Если ехать на запад, то трасса забита, особенно Урал. А тут ровная, неплохая по качеству дорога,  и лишь обилие постов ГИБДД, на каждом из которых нас уже ждали дружески настроенные люди, немного отравляла путь. Лодку я правда успел зарегистрировать, так что с документами все было нормально, а на пружины  и самостоятельные изменения в конструкции прицепа, дабы превратить его из прицепа для перевозки картофеля в лодочный трейлер они как то не обратили внимания, или не захотели обратить, за что всем спасибо.

  Три подходящих дерева были обнаружены после Красноярска, мы загнали прицеп между ними, привязали к двум лодку за корму . А за носик с помощью лебедки подняли и она повисла как миленькая. Выгнали прицеп и опять немного загрустили. Мы  не видели что там течет, думали мелочь, а оказалось что дно отклеилось от киля в швертовом колодце, сказались  манипуляции с балластом, роняли туда 35 килограммовые чушки и вот. Ну зашпаклевали конечно , на все ушло часа четыре . И дальше в рабочем режиме, проехали Красноярскую область и дорога закончилась, то есть не совсем конечно, просто она стала щебеночной и немного холмистой, без лодки конечно можно и 100км.ч ехать . А нам кочки и ямки не есть хорошо. Из эмоций одну запомнил, я как раз ночь ехал по этому безобразию. Больше 20 не могу разогнаться и частенько попадаю  в ямы, отчего волга клюет подвеской в дорогу и вообще неприятно. Плюс пылища там от пролетающих япошек и грузовиков, и раздражающие знаки федеральной трассы М54.  А до Иркутска километров восемьсот осталось, а за ночь я проехал около 150 км. и  думал – если так же и дальше пойдет то отпуска хватит чтоб доехать, плюнуть в воду и ехать обратно. Причем без денег уже, так как такой темп движения изрядно увеличил расход топлива.

  Места конечно глухие пошли, тайга, постов ГАИ нет, а если и есть то перестали иногда останавливать. В общем к утру мы выскочили наконец на нормальную дорогу, и до Иркутска она уже не заканчивалась. Так что если вычесть подклейку лодки, и прибавить часовой пояс то за трое суток мы добрались до Иркутска, где и должна начаться вторая (морская) часть нашего путешествия.

  Ах люди какой был ажиотаж в машине когда мы километров за триста почуяли что вот вот   доберемся до воды. Спать никто не хотел, пялились на елки придорожные, и просили порулить друг у друга. Крейсерская скорость с начала пути подросла до 80-90 км. ч. а на особенно ровных участках ехали уже и 100.  Просто когда решаешь поехать, а потом едешь, всегда удивление какое-то , мол вот ведь как!, получилось же! ..и тут такое же ощущение.

  В Иркутск приехали часов в 19 местного, о том чтоб отчалить сегодня вопрос не стоял. Надо было покупать припасы в дорогу, винт к мотору, бензин и прочее по списку из 24х пунктов. Так что нашли языка , узнали где можно сбросится на воду и поехали в м-р солнечный . Как всегда детская застенчивость сделала свое черное дело. Вместо того чтоб сбрасывать лодку прямо на пляже у плотины, начали метаться в поисках хорошего тихого места, где бы и выспались и переночевали. В итоге перегрели машину , правда там где перегрели  нашли место для стоянки, так что плюс на минус. Лодку сбрасывали уже под вечер, быстро собрали, и на веслах уже ночью отъехали чуть в сторону. К слову сказать, в гастроном я заблаговременно  сходил, так что не буду тут описывать как мы «усталые но довольные» ели малосольного омуля с пивом и  еще чем покрепче. Вечер определенно удался.

   Ну дальше суета сплошная и никакой романтики. Пол дня ездили по рынкам, за то в обед плавно вплыли во второй этап. То бишь отчалили со всем необходимым на борту, и под мотором  двинулись по ангарскому водохранилищу. Ветра нет практически, мотор воет на средних оборотах, управляем рулем, паруса убраны. Пьем пиво с надеждой смотрим в будущее, причем  банальная мысль о том что жизнь прекрасна, носится в воздухе.

  Из неприятностей дня можно уверенно назвать одну . Утром в лодке опять вода. Причем в том же месте что и раньше. Немного конечно, за ночь около ведра насочилось. Но это  конечно не нравится, решили чуть пораньше закончить  день, и посмотреть что там  опять не так. Для откренивания лодки к мачте в районе краспиц привязали две веревочки. Вот за одну из них поставив лодку боком к берегу, мы ее положили на борт. Я  лежал на песочке обмотанный этой веревкой и курил изображая  груз. Мужики лазили в воде, матерились и закручивали шурупы дабы прикрепить хотя бы жестко дно к килю. Пусть течет…лишь бы не отвалилось. Вся наша шпаклевка наложенная в пути на непросохшее как оказалось дерево, вываливалась кусками.  В дальнейшем вычерпывание воды станет нормальной процедурой, как надоевшей ,так и привычной. Была еще одна неприятность из серии «это по нашему», с машины сняли магнитолу, взяли компашки и колонки, аккумулятор. Костя гордо начал собирать аудиофильский шедевр, а потом тихо так спросил

 –А где панель от магнитолы?

Так и возили все это счастье, без съемной панельки музыки не получалось, а она в бардачке нашего ГАЗа осталась на стоянке в г.Иркутск..

  Выходить в море решили раненько на рассвете, потому что  лодка конечно имела судовой билет и номер на одном борту. Но не имела необходимого набора спасательных средств, и никто из нас не обладал документом позволяющим управлять вообще каким либо судном. Хотя Виктор в прошлом рулевой-моторист и отходил пару навигаций, но диплом об окончании он забыл , а тельняшки сейчас везде продаются и документом не являются.  В общем не желая искушать инспекторов ГИМСА и прочие административно карающие органы мы заночевали километрах в пяти от моря. Из мелочей помню жадность Ангары до алкогольных напитков , большую бутылку, закопанную по самое не могу, для охлаждения, смыло. Витька все сокрушался и пристально разглядывал дно, в шутку конечно, особо не грустили, решили что раз мы тут понемногу дичаем, то  и религиозные обряды у нас должны соответствовать, жертву в общем принесли.

  Утром конечно лень вставать рано, ну плитка газовая здорово помогала и ленится и просыпаться. Как в каюте кофеем запахло, так и поплыли.

  Немного знобит в кокпите рано утром, туман лежит как обычно на воде. И так  страшновато от предстоящего, ну не то что бы страшновато, а как то волнительно от такого знакового момента что ли. Вот например когда ночью выстрагиваешь очередную деталь  для лодочки , за воротами минус 30, снегу по пояс, и спать хочется, и на работу рано вставать, и мысли всякие на тему  зачем ты тут?.. То обычно как раз  такие моменты приходят в голову, как то вдохновляют что ли. Сидим значит, волнуемся, идем на гроте, ветерок так себе. Ну выпили конечно по 50 капель за тех кто вот вот в море.  Камешек в воде посреди  Ангары увидели, Листвянка по берегу, люди все спят еще, только собаки лают. И с моря пошла волна, небольшая конечно, но после спокойной Ангары уже волна. Затем  пошел ветер. Порывистый, и уже лодку он кренит неплохо, все сидим на одном борту, а ее все равно кренит. Ну мы конечно как воображаемую линию границы моря и реки пересекли, так еще 50 грамм выпили за тех кто уже в море. И начали достаточно быстро двигаться. До этого шли остро к ветру, и особо  скорости не было, а курс поменяли и стало  порывисто поддувать, а мы еще не акклиматизировались, не втянулись. Ну после дебатов непродолжительных зарифили на один ряд, и пошли в бейдевит практически отвисая за борт на порывах. И скорость такая ничего , реально 13-15 км-ч…ну версии конечно от летим до очень летим,   с элементами ненормативной, естественно,  лексики. Но в хорошем смысле. Солнце опять же светит, небо естественно голубое, вода естественно цвета красивого нерусского индиго.  В общем  мечемся с борта на борт на галсах, Костя рулевой, Листвянка пройдена, и ну просто очень хочется на берег сойти, попить чаю, осмыслить содеянное. Потом уже спокойнее поплыли дальше.

   Ветер северный, нам прямо в лицо так сказать, делаем галсы минут по 30 каждый, волна сантиметров сорок, лодочка ее не замечает практически. В общем если бы не направление ветра …

  А какая вода холоднющая!!…единогласно решили что плыть в пятистах метрах и в десяти километрах разницы нет. По субъективным данным даже в одежде и спасжилете посинеешь до невозможности, совершать активные поступки можно минут тридцать-сорок. И это уже очень оптимистично, вот  ноги например синеют за пять минут, а остальные части тела за три. Естественно  берег объект пристального внимания. Как там прятаться от плохой погоды? Есть ли возможность нормальной парковки? Оказалось - если погода балует, то нам вообще переживать нечего, камни меняются пляжами и практически везде можно нашу лодочку выдернуть.

  Шли в общем до вечера, припарковались в заливчике, хотя конечно не заливчик вовсе, а так , изгиб берега. Посчитали еду и решили немного переходить на подножный корм. Виктор ушел за грибами, немного нетрезвый, но ушел. Сказал что без грибов не вернется, и улез в горы, мы пока валялись на матрасах, курили, трепались о всяких разностях, попутно обустраивали быт конечно. Через пару часов Виктор появился, гордый до невозможности, сразу сообщил что будем есть домашнюю еду, по-домашнему значит. И вывалил полную штормовку моховиков, у нас их по крайней мере так зовут. Я ему :

--Витя может не надо?, может супчик ?.

--По-домашнему!

 Сказал как отрезал и приказал чистить и резать кубиками. Я бросал спиннинг, гулял по берегу, а Виктор колдовал над ведром. В общем на вид это не впечатляло, на запах то же, при употреблении внутрь появлялась одна мысль –если это по-домашнему,  то из такого дома надо бежать. Но все же экономия тушенки и полное ведро сытной с большой буквы еды. Сели поели, кто сколько смог конечно. Прошлись по берегу, нашли место, где хочется построить дом и жить. Ручей кристальный бежит, скала, поляна большая. Ближе к ночи сказалась домашняя пища, и сказывалась еще пару дней , всегда не вовремя как обычно. В общем очищение организма по полной программе.

  Описывать по дням нет желания. Здорово плыли, в кокпите положили надувной матрас и валялись на нем. Обычно один загорает на носике. другой на матрасе и третий рулевой естественно.  Погода шепчет , на солнце обгорают лица, когда ветер стихает то раздеваемся и загораем, а он преимущественно северный (то есть встречный)  и холодный.

  Как то раз увидели утиную стаю, правда утки мелкие, но вроде бы взрослые, долго спорил с Костей на предмет доставания ружья и приготовления вечером еще одного блюда «по-домашнему» из утятины, убедил все же что стрелять не надо. А ночью на огонек приплыл егерь, и сообщил что тут вообще то национальный парк, что ни причаливать, ни плыть близко, ни тем более костер жечь не есть хорошо. Поболтали, мужик нормальный, осмотрел судно наше , и начал пугать. Мол горняк резкий и быстро наступает, уносит лодки в море, мол если  верховик то с севера нагоняет волну до 6 метров, мол людей больше двух суток не ищут все съедает рачок местный до костей, мол буряты на том берегу лютуют и стреляют во все что шевелится. Ну  в таком духе потрепались, и он отчалил, пожелав удачи. Приятно конечно было, мы ведь и тут сразу как-то решили не платить денег за нахождение на территории национального парка, а прикидываться ботаниками. Парни задумались над услышанными опасностями, я то всю эту теорию уже раньше вычитал, правда волны больше 4х метров нигде не начитал. В дальнейшем она (со слов местного населения в процессе пугания) увеличится  до 9метров. Тут к месту сказать об инстинкте самосохранения, я сразу взял роль самого волнующегося за дальнейшую судьбу нас. То есть постоянно предлагал рифить, убирать геную, идти ближе к берегу итд.. И после беседы у костра парни стали немного прислушиваться, не всегда конечно, но с интересом. А к егерям мы потом сами подплывали, если хотелось на берегу отдохнуть. Честно сообщали что денег нет, что плыть лень, и приглашали отужинать. Одни вечером во время ужина даже хотели копченой рыбы дать , правда утром почему-то передумали. То есть если реально не пакостить на природу, то можно спокойно идти вдоль берега практически по территории национального парка.

  Подплывая к Голоустному под вечер, решили туда зайти утром, дабы купить бензин, пиво , и еще чего – нибудь . Ветер стих намертво, штиль почти весь день, так что шли под мотором и запас бензина таял на глазах. Долго спорили, застенчивость опять сыграла злую шутку. Костя хотел зайти прямо  в деревню под защиту мола. А мне хотелось встать подальше , ветра нет и  чего волноваться. Ну и встали километра за три до деревни. Растянули лодку якорем и березкой прибрежной, поели – попили и спать. А волна уже небольшая началась. В общем проснулся я от противного перекатывания по диванчику носовому. Лодка перпендикулярно к берегу, а волна вдоль озера, то есть в борт. И ветер так негромко воет в мачте, а веревки так громко звенят внутри неё. Ну я поволновался один минут 20, потом Виктора разбудил, говорю:

-- Представь что волна 6 метров, и скажи что с нами будет?

 Он сказал, слово емкое, но бранное. Лежим, курим, интерполируем раскачивание лодки. Сильнее или стихает? Стало скучно , разбудили Костю тем же вопросом. Он нас послал в пешее путешествие с сексуальным уклоном, и сказав что предлагал в деревню, а теперь сами виноваты, уснул опять.  Укачивает и немного подташнивает, но больше кружится голова, в общем час мы бдительно ожидали развязки, а потом плюнули и легли спать, правда скорее задремали перекатываясь на постельках. К утру все стихло.

  Количество воды в лодке все время  прогрессивно возрастает, нам надоело, и  метров за 800 от бухты Песчаной увидели еще одну маленькую, но очень нам симпатичную бухточку. Где и провели четыре дня. Выдернули лодку, положили прямо на пляже на борт , все предыдущее зашпаклеванное выломали и сушили трое суток. Сами немного купались, немного  загорали и бегали по берегу, ходили на турбазу в бар за настроением. Еще устроили незабываемую вечеринку на вершине горы. После которой Виктор ушел далеко в горы под вечер, в западном направлении, дабы покорить самое большое возвышение на этой территории. Но мои уговоры подождать до утра ответил категорическим отказом.  А мы поставили сети.

  Вернулся он утром, сказал что все расскажет потом, и лег спать. В общем если сократить авторские интонации и убрать ненормативную лексику то получается следующее. До самой вершины он добрался, покричал  как водится, оправился и полез вниз. В нетрезвую голову пришла дурацкая мысль что мы переживаем, где он там потерялся? Он добрался до пятачка 2 на 3 метра на самом краю, чтоб деревья не загораживали огонь, и  развел костер. Мы к слову его видели, когда сети ставили . Порыв ветра с горы сдул пару деревяшек обугленных вниз. А Виктор у нас очень любит деревья и не любит пожары. Он уменьшил костерок до предела , покурил и наступила глухая безлунная темная ночь. Что-то он про негра говорил, но я не запомнил.  Как человек в меру разумный он вниз и вверх не полез. Решил ждать рассвета, сидя на корточках и поддерживая костерок 7х 4см. Ближе к утру очень сильно хотелось пить,  курить, и  радовал холодный ветер. В общем ему запомнилось, тем паче что на обратном пути он заблудился и вышел не к той горушке под которой мы стояли. И это все так  ему понравилось, что он нам все подробности до конца путешествия с вариациями и выражением рассказывал. Мол справа вниз 16 этажей, слева 9 этажей ,а впереди вообще много этажей он до столько считать не может…

  Подходил к нам капитан большой яхты, думал что беда какая, раз лодка на боку. Дал действительно ценный совет по устройству швертового колодца. Особо не пугал, лодку свою то же сам строил гораздо дольше и один. Серьезный такой мужик . Байкал весь уже обошел, лодка у него 13 метров.

  Вечером залили все что можно было жидким эпоксидным клеем, изнутри и снаружи. А утром попытались выдвинутся, но неудачно. Волна поднялась метровая где то , может чуть меньше. И мотор никак не хотел заводится , а бухта узкая и на веслах против волны мы не выгребаем. Пару попыток сделали , все равно на камни сносит. И еще на день остались…

  Далее сюжетная линия упирается в штиль, навалившийся на нас и жару адскую для этого времени года,  градусов 25 на солнышке, а может и 30, потому что если лежать ни в чем, то через полчаса становится плохо. Очень не спеша отошли от берега на пару километров, и начали болтаться. Даже ряби никакой нет, лежим, читаем книги, периодически падаем в воду дабы остудить тело. Заметил на горизонте что-то в воде лежит, думал бутылка пивная, а она раз и нырнула. Потом еще видели раза три, решили что местные котики, близко к сожалению не подпускали . Штиль дня три продолжался с небольшими ветерками утром и вечером. Ночевали то в лодке, то на берегу. Ухи не ели, поставленные в Песчаной две сетки из лески метров по 30 каждая, принесли одного хариуса размером с селедку обыкновенную. Так вот движемся в режиме прибрежного плавания, валяем дурака по очереди. Заклеили всю каюту порнографическими картинками а-ля «где мои 16 лет». Подвиг становится похожим на отпуск. И мы устроили ночное плавание, причем разгулявшийся к вечеру ветерок не утих, а начал нагонять волну . Я честно скажу немного усыплял инстинкт самосохранения небольшими вливаниями. Луна светит, ну естественно звезд на небе как обычно много,  идем почти по ветру. Лодка взлетает на волну, волнующе так падает вниз с глухим ударом по корпусу. Берег выдает себя лишь контуром гор на фоне звездно-серого неба.  В каюте горит лампа и тепло, я готовлю супчик на газовой плите удерживая конструкцию плита-казан своей тапочкой путем сильного прижимания . Стараюсь не смотреть на крышу каюты так как кружится голова.  А вкусные воистину домашние запахи так  непривычны здесь на темной байкальской воде , посреди ночи,  далеко от дома и берега, на самодельной и  явно не морской  лодке . В общем очень сильное такое было плавание. Ближе к утру спать захотелось, и мы направили наш крейсер в направлении едва видимого берега. Оказалась неплохая на ощупь бухта , и от волны прикрывал выступающий в море утес. До Ольхонских ворот оставалось кажется совсем чуть чуть. Карта была у нас скуплена в Иркутске, но мы ее утопили на шестой день путешествия, так что все остальное время шли по памяти и наугад.

   Выспались помню славно, не укачивало практически, единственно всю ночь снилась мертвая мерзкая птица неожиданно выхваченная у самых ног лучом фонарика,  во время ночного причаливания.

  Дальнейшее виделось в радужном свете, за этим мысом входим в малое море, ищем остров и начинаем отдыхать по настоящему. Лениво и без мыслей о жизни и смерти, не переживая за девятиметровую волну и холодную воду, едим уху, катаемся итд. Прособирались почти до обеда и выдвинулись, только за мыс повернули - ветер навалился, а идти против него надо. Мы геную убрали, мотор завели , в берега вглядываемся пролив ищем. А его нет, ветер пену с волны сдувает.И морально то уже в безопасной гавани, а тут мне лично уже надоело,  винт вылетает из воды и воет не по доброму.  Дело к вечеру, пролива нет. Волна треплет , мы идем  далеко от берега срезая бухточки. Обогнал «ярославец» нас и ушел вперед. Но не в море, а куда то  к берегу, следим за ним. Где-то вдали белая точка пропала, версий две. .или пролив там , или он утонул. Но мы так то не злые, и настроены оптимистично, значит идем туда где он пропал, бинокль куда то засунули как назло. И вдруг из серо-коричневого берега , километрах в пяти от нас появился парус. Не знаю, Колумбовы матросы наверное большую радость испытали, но и я как то с облегчением вздохнул . А то уже мелькала идея что мы пролив этот ночью проскочили и чешем в сторону Северобайкальска, куда нам в общем и делать нечего.

  Дальше было приятно, я как раз на руле сидел, яхта большая навстречу идет. Сидим вспоминаем на троих правила расхождения парусных и не парусных судов. Проводим аналогии с правосторонним и левосторонним движением. Япония опять же рядом у них то как? Решили справа проходить, дальше как в анекдоте, я в право - он в право, я в лево - он в лево. То есть на  нас идут, присмотрелся –машут руками, знаки подают.  Ну расходимся в метре от них, большая металлическая яхта «северобайкальск», бородатые дядьки на борту, на весле в сторону нас стаканчик накрытый хлебом. Я руль то бросил Виктору, и стаканчик поймал.. А там коньяк! Причем явно неплохой, причем так вовремя! У нас то спиртное кончилось уже, а волны и ветер давно разбудили мой дремавший инстинкт самосохранения, и я здорово так переживал. Тяпнули мы по рюмашке, согрелись, сказали дружно – спасибо,  и легко и весело вошли в малое море. Сразу конечно где у них тут магазин, начали высматривать, и бинокль нашелся. В общем причалили в МРС, все купили, и в сумерках уже нашли бухту по пути к ней спалив мотор.  Помпа давно плохо работала , ну и плюс движение по волне вызвала легкий дым над многострадальным «ветерком-8», дошли под гротом.  Тут конечно праздник, дым коромыслом, поздравление друг друга и присуждения званий героев. Все таки я в Тюмени не очень рассчитывал что мы проскочим , вернее рассчитывал конечно, но все равно приятно. Мы правда на Селенгу еще собирались, но мотор сгоревший не вдохновлял. Как то без мотора не совсем это было бы правильно , возможно и к лучшему, что искушать судьбу то.

  Дальше было спасение женщины заблудившейся на ровном месте, катания по малому морю, общение с коренными бурятами и знакомство с их  обычаями, марш-бросок на 30 километров  в горы по реке Сарма до водопадов, знакомство с Иркутянами приехавшими отдохнуть, и решение отсюда домой и выдвигаться, благо иркутяне эти - пара состоящая из спасенной женщины и ее мужчины совсем задаром отвезли Костю в город за машиной. А мы пересекли малое море и ждали его в МРСе.  Тут то нас уже на берегу под вечер и застал горный ветерок с одноименным по речке Сарма названием.  

  Я не знаю как его в море мы пережили бы, и честно сказать сидя здесь, дома за столом и выпивая чашку кофе я не хочу это узнать. Камни с пляжа летели в крышу каюты, к утру лодку выбросило на берег метра на три вместе с нами и балластом. А мы все курили сидя внутри , и играя в карты гадали –сломается или нет.  Не сломалась, нанесло вокруг правда курган из гальки, да Костя приехал поздно вот и все неприятности. Кроме мелочи опять же, денег на тот момент мы имели 2500 рублей. А записанное в ту дорогу количество бензина на путь домой требовало как минимум 3800-4000. Сказались частые походы в магазин, перерасход бензина , и прочие мелочи. Особо не переживали, составили список быстро продающегося имущества и поехали домой. Из отличий с дорогой сюда :  полное отсутствие приличного кормления. Пили байкальскую воду, купили сигарет и хлеба , доедали оставшееся,  да с горки ехали накатом для экономии бензина. Так накатом и доехали до Новосибирска.  Деньги кончились, и на удачу сунули в банкомат карточку Виктора,  у которого зарплата 20 сентября, а было  9-ое. А там 2тысячи лежит нежданного аванса!...Ну радостно конечно, заехали в кафе, наелись, пива взяли, пели песни,  ели орешки и чипсы. Уже одной ногой дома , уже заботы и переживания иного плана , уже все закончилось почти.

  Последний нюанс сами придумали, все средства порастратили, а после Ишима ночью просыпаюсь Виктор за рулем скорость 40, чего говорю так тихо? А там ливень неслабый, ну в город въехали по честному сыграв с удачей , с 20 рублями. Лодку по пути сбросили на водоем ,и закончили путешествие.

  Вот в таком описательном ключе можно закончить. Конечно ни юмор бесконечный,  ни какие то  личные переживания, радости и печали, не передаю в этом суховатом и очень кратком изложении. Но если подвести черту и написать слово «итого» то вывод  простой - оно стоило.

 

Тактическое описание лодочки с рабочим названием «карась» и приобретенным по рождению именем «каиф»:

 

Обитаемость:Втроём  в лодке можно кататься пару недель не испытывая дискомфорта, если оборудовать кухню, и купить биотуалет  для разнополых прогулок.  4 человека еще неплохо, но на носовом диванчике во время сна надо обнимать соседа (желательно женщину) , так что  лучше походы выходного дня.

Безопасность: Озера, реки, водохранилища, ВВП России - можно ходить всегда. Кроме пограничных погодных условий конечно. Волну до 2х метров при осторожном управлении проходит спокойно, особенно если ставить мотор с длинной ногой, и уложить лишних пассажиров на дно. Мы до предела не доводили конечно, не было такого в плане.

Управляемость: Рыскает на волне порядочно , приходится ювелирно работать рулем. При хорошем ветре идет на гребне волны. До полуметра волны совсем не мешают. Развесовка оптимальная. Если идти под мотором, то надо пригружать носик немного.

 Недостатки: Сейчас бы наверное подумал несколько раз , возможно компоновка полубаком более выгодна для таких размеров.




 


Андрей Чернявский