Часто начинающий строитель задаётся вопросом, из какой фанеры можно строить лодку, из какой нет. В интернете сейчас есть много сайтов, где рассказывают о свойствах фанеры и её применении, однако вопросов у строителя лодок зачастую меньше не становится. Например, в продаже есть только фанера ФК и другая просто недоступна. Вот и вопрос, могу ли я построить из неё лодку, и сколько она у меня прослужит, если фанеру обработать современными анти грибковыми пропитками и покрыть снаружи стеклотканью на эпоксидной смоле. Я попытаюсь поделиться своим, уже можно сказать многолетним опытом применением фанеры марок ФСФ и ФК, не претендуя на истину в последней инстанции.  Именно эти марки я использовал для постройки лодок, о фанере других марок речи идти не будет.

Фанера ФСФ обладает повышенными свойствами водостойкости, это не значит, что она не подвержена гниению, что не набирает воду, это значит только то что при длительном воздействии воды, слои- шпон фанеры не расслаиваются. В фанере марки ФСФ применяется клеевое соединение на основе  фенол- формальдегидных смол, дающих более высокую по сравнению с маркой ФК стойкость  к воздействию влаги. Фанеру марки ФСФ можно даже кипятить без последствий расслоения шпона. Эта фанера, рекомендуемая для постройки лодок, особенно обшивки корпуса, палубы, рубки, поперечного набора корпуса судна. Ну и естественно для интерьера. Однако конструктивные детали интерьера лодки вполне возможно использования фанеры марки ФК, т.к. она значительно дешевле, чем ФСФ. Для производства фанеры ФК применяется клеевое соединение на основе карбамида- казеиновых смол,  обеспечивающих фанерному листу достаточную степень влагостойкости. Следует заметить, что ГОСТом и нормативными документами разрешено использование внутри помещений как марки ФК, так и марки ФСФ. Так же хочу заметить, что и фанера марки ФК вполне пригодна для изготовления корпуса лодки, обшивки и т.п. При применении современных защитных материалов фанеру ФК можно защитить должным образом. Мною в 1996 г. была построена и спущена яхта «Натали» длиной 5.9м, она  сделана полностью из фанеры марки ФК. Изнутри корпус был просто прокрашен горячей олифой. В то время мало что можно было достать, сейчас говорят купить. Эпоксидные смолы были дефицитным материалом. Весь интерьер, обшивку рубки так же карлингсы рубки я клеил клеем ПВА. Корпус конечно оклеил стеклотканью на эпоксидной смоле. Эта лодка прослужила мне 10 лет, после чего перешла к другому хозяину, прослужила ещё 6 лет, и до сих пор находится на плаву. Так же из этой фанеры построены два катера «Север 520» первый увидел воду в 2007 году, 5 лет никаких проблем. Куски фанеры ФК, остатки от строительства катеров лежат вне помещения, ничем не покрытые уже 6 год, под дождём, снегом, солнцем и морозом. Почернели, но не расслоились, это говорит о вполне приличных свойствах фанеры ФК. Я не говорю о ФСФ, просто потому, что она однозначно готова быть строительным материалом для постройки катеров, лодок, парусных яхт.  Естественно она также как и ФК должна быть защищена от гниения и влаги, для этого сейчас есть масса разных материалов, но об этом я говорить не буду, так как не имею определённого опыта. Я применяю только эпоксидные смолы для пропитки лодок изнутри, разводя их 646  растворителем.  Но не всё так хорошо с фанерой ФК, всё зависит от производителя,  очевидно, что для клеевого соединения  применяется другой клей не на основе карбамида- казеиновых смол. Такая фанера не годится на лодку даже для конструкции интерьера, она годится только для применения внутри помещений или изготовления мебели. Такая фанера может расслаиваться просто при повышенной влажности, даже при обработке её эпоксидной смолой, окраской она может расслоиться за один два сезона. Как определить каким клеем склеена фанера ФК на глаз невозможно, если ФСФ всегда можно отличить от ФК по цвету клея, у ФСФ клеевое соединение имеет тёмный коричнево- красный оттенок, а ФК имеет светлое почти белое клеевое соединение, т.е. на срезе фанеры у ФСФ можно наблюдать тёмные тонкие прослойки клея, а на ФК как правило ничего не видно. Так же часто сверху на листе фанеры ФСФ можно увидеть тёмные пятна клея.  Так вот качество фанеры ФК можно проверить опытным путём, замочив образец в воде на неделю, потом дать высохнуть, и если расслоений нет это уже хороший признак, можно эту процедуру повторить несколько раз. Например, фанера марки ФК тюменского производства вполне годна для строительства лодок, проверено. При покупке фанеры хорошо было бы уточнить у продавца о степени водостойкости фанеры марки ФК и какое клеевое соединение в ней применено. Но как показывает практика обычно продавец мало что знает о фанере, даже чем отличается ФСФ от ФК, не говоря уже о типе клея применяемого в производстве фанеры. Так что здесь только опытным путём. У меня лично был случай покупки фанеры ФК, она хранилась в контейнере на улице, спрашиваю у продавца:

- Фанера водостойкая?

Продавец:

- Да

Я смотрю, стоит лист у стены, весь « расшиперился» по шпону, спрашиваю:

- А что тогда с этим листом?

Продавец:

- А на неё вода попала…

 

Ко всему выше сказанному, ещё хочу добавить. Если хочется построить лодку, например картоп* или просто небольшую лодку. Которая будет спускаться на воду только во время эксплуатации  и при стоянке вытаскиваться на берег, а так же хранится на берегу, то нет необходимости защищать корпус,   оклеивая его стеклотканью на эпоксидной смоле. Достаточно проклеить скулы полосками ткани, корпус пропитать 2-3 слоями эпоксидной смолы, до блеска, затем зашкурить до матового состояния, не трогая фанеру, загрунтовать и окрасить. Это удешевит и упростит строительство, а так же снизит вес лодки, что обычно важно для картопов, малый вес важен конечно не только для них, но именно специфика их эксплуатации особенно требует малый вес. Такая технология  практически не  снизит общую прочность лодки и время её жизни, которое вполне может приближаться к 10 и белее лет. Время жизни судна из фанеры, оклеенной стеклопластиком, правильно обработанной изнутри может измеряться уже десятилетиями.

 

*Картоп-  небольшая лёгкая лодка, которую можно перевозить на верхнем багажнике легкового автомобиля. Грузить и разгружать силами 1-2 человек.